Трагическая любовь в произведении А.И.Бунина «Кавказ»

17 марта 2016 - FAN

Открытый урок

по литературе в 8 классе

 

 

 

 

Подготовила: Калинина Елена Валерьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2 г.Льгова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Трагическая любовь в произведении А.И.Бунина «Кавказ»

Цели:

развивающая:

·         формировать исследовательские навыки учащихся;

·         развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;

·         развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

·         познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;

·         раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;

·         совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

·         вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

·         воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, интерактивная доска, портрет И.А. Бунина, раздаточный материал – таблицы для работы в группе,

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Технологии: технология парного  и группового обучения, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии

 

                                                  Ход урока:

1. Орг. момент  ( настроить детей на работу)

2.  Вхождение в тему урока  ( видео -  музыка 1 мин)

Слово учителя.

- Как вы думаете, о  чем пойдет речь сегодня на уроке?   ( о любви)

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.

- Если бы вам предложили «раскрасить» любовь, какие бы вы цвета использовали? Почему?

Я вижу, что это слово у вас ассоциируется с ( яркими, светлыми) красками. Напишите в тетради дважды на одной строке слово «любовь» и закрасьте одно цветом. К другому слову мы вернемся в конце урока.

3.  Посвятим мы наш урок теме любви в рассказе Бунина «Кавказ» (выход на проблемные вопросы)

- О чем этот рассказ? ( о любви) высвечивается на слайде тема урока.

Ваша задача определить, какую любовь изобразил автор на страницах рассказа, с помощью каких изобразительно-выразительных  средств воплощается авторский замысел.

-Какие вопросы возникли у вас при чтении рассказа? (почему влюбленные не могут признаться мужу в своей любви; почему муж и жена не могут разойтись; почему муж героини покончил с собой;   счастливы ли герои, уехав на Кавказ; смогут ли они быть счастливы после  гибели мужа героини)

-Каким настроением проникнут рассказ? (тревога)

- Сколько и какие смысловые части можно выделить в рассказе?

1 часть

2 часть

В Москве. Подготовка к отъезду.

На Кавказе. Герои вместе среди прекрасной природы.

 

- В чем своеобразие каждой части? Какой тип речи присущ для каждой части?

Повествование о героях с элементами описания; есть речь героев.

Описание природы с элементами повествования о героях; нет речи героев.

- Когда происходит действие рассказа?  ( в самом рассказе не упоминается время действия) Какие приметы времени заметили вы?

Ученик зачитывает историческую справку, составленную самостоятельно.   Я обратил внимание  на следующие детали: в рассказе упоминается о вагонах 1 и 2 класса, которые были в России до революции 1917 года, о белом кителе мужа-офицера, а белые кители были летней формой офицеров до 1907 года (после Русско-японской войны ввели форму защитного цвета), значит, время действия – конец 19-начало 20 века.

- Сколько действующих лиц в рассказе? (герой – рассказчик, героиня, ее муж)

Чтобы определить, какую любовь изображает Бунин в рассказе, давайте создадим их облик, используя для этого карту наблюдений.

 

Работа в группах.

Найти описание героев, заполнив карту наблюдений. Для этого нужно выписать из текста те слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения, определить какие средства выразительности использует Бунин. Составить выступление.

1 группа – характеристика героя

2 группа – героиня

3 группа – муж

(ребята работают с картой наблюдений  10 мин)

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

 

1. Задание.

Задача вашей группы – дать характеристику  герою (ОН).

 

Порядок работы.

 

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

3. Составьте выступление.

 

Он

1)  воровски остановился; (продолжите по всему тексту)

2)

3)

4)

5)

6)

7) надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник;

8)

9)

10)

11)

 

                                                                                                                                                                  

 

                                                                                                                                                                                                          .

                                                                                                                                                                                                КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

1. Задание.

Задача вашей группы – дать характеристику  героине (ОНА).

 

Порядок работы.

 

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

 

3. Составьте выступление.

 

 

Она

 

1) входила поспешно;  (продолжите )

2)

3)

4)

5)

6)

7) лучше смерть, чем такие муки

8)

9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.          ОООООООООООООООООООООООООООКАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

 

1. Задание.

Задача вашей группы – дать характеристику  герою (МУЖУ).

 

Порядок работы.

 

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Определите средства выразительности, которыми пользуется автор.

Сформулируйте понятие любви для героя. Любовь….

 

3. Составьте выступление.

 

 

Муж

1) он что-то подозревает, даже знает что-то;

2) прочитал письмо…, подобрал ключ к моему столу; (продолжите по всему тексту)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11) На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов.

 

 

 

Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-й группы.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу... И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, - “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

 

б) Выступление 2-й группы.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает ,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-й группы.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

На доске  учитель запишет ответ учащихся: Любовь …(мука, смерть. Трагедия, обман…)

.          ОООООООООООООООООООООООО

Героиня говорит о том, что муж ее не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера.

- Что это значит – дорожить своей честью в контексте того времени (к.19-н.20 века), когда жил герой?

Для русского дворянства и офицерства защита чести вплоть до риска жизнью была святым долгом.

    Муж героини, понимая, что он обманут, что его честь запятнана, не смог перенести предательство жены и жить с этим позором и предпочел смерть.       

 

- Почему же все-таки герои – муж и жена - не могли  расстаться, не мучая друг друга, и разойтись, как это принято сейчас?               

Бракоразводные процессы  в дореволюционной России  были исключены (0,4% от заключенных браков, в то время как сейчас эта цифра – 50%).    

- Мог ли он поступить иначе?

- Почему он стреляет в виски из двух револьверов? ( убивает в себе офицера, а потом человека)

- Как Бунин через пейзаж показывает внутреннее состояние героев?

 

Эпизоды рассказа

Описания природы (ключевые фразы)

Чувства и настроение героев

Вечер в Москве накануне отъезда на юг.

Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно.

Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности...

Место, которое нашли герои для отдыха.

Солнечно, душно; место первобытное... цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря... имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно...

Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье...Но: ещё две-три недели - и опять Москва!

Южная ночь.

На закате громоздились... удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались... удары грома...

Тревога, приближение беды

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно. ( почему автор назвал свой рассказ «Кавказ»?)

 

 Пейзаж помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг нее  - реальность, грозящая катастрофой.

 

- Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

 

- Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

Закрасьте второе слово «любовь»  в тетради. Есть ли разница в цвете?

- Что оставил рассказ в вашей душе?

 

( если остается время) : Напишите одним  развернутым предложением ответ на вопрос: Смогут ли теперь герои быть счастливы?

Домашнее задание: продолжите своё рассуждение «Смогут ли теперь герои быть счастливы?»

 Итоговое слово учителя.

Рассказ «Кавказ» драматичен и даже трагичен. Герои словно «украли» свое счастье: они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. И даже когда им удалось остаться одним, в их любви было много радостного и много тревожного. Радость была омрачена неизбежностью возвращения в нелюбимый московский дом. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)

 

- Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

- Оцените   сами свою работу на уроке.  Заполните рефлексивную таблицу.

 

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
school2