Урок русского языка в 1 «А» классе.

28 июня 2019 - school2

Урок русского языка в 1 «А» классе.

Учебник: Климанова «Русский язык», УМК «Школа России»

http://school2-lgov.ru/files/2018-2019 у г/Вежливые слова.pptx

Тема урока: «Вежливые слова»

Тип урока: открытие нового знания.

Формы урока: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Время проведения урока: 18 марта 2019 года.

Учитель: Щедрина Евгения Борисовна.

Цель: развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

 Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.

 • Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

 • Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 • Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

 • Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

 

Основные понятия: буквы «Вежливые слова: приветствие, прощание, благодарность, просьба, извинение».

Межпредметные связи: окружающий мир.

Элементы современных образовательных технологий:

здоровьесберегающие: (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание);

игровые;

личностно – ориентированные (индивидуальные задания в ходе работы);

проблемное обучение (частично – поисковое).

Программные средства: комплект методических пособий УМК « Школа России».

Оборудование: предметные рисунки, дидактический материал для коллективной работы, презентация.

 

 

Ход урока:

 

 

I.Организационный момент

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок.

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь.

-Начинаем урок русского языка.

II. Мотивация к деятельности. Определение темы урока.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро, Солнце и птицы!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым –

Пусть доброе утро длится до вечера!

- Ребята, подарите друг другу улыбку. Когда мы дарим друг другу улыбки, мы делимся своим хорошим настроением.

- А все ли у нас в классе сегодня улыбаются? (Нет, солнышко загрустило.)

- Как вы думаете, почему оно такое невесёлое? (У него плохое настроение. Может, его кто-то обидел? Тучка ему мешает.)

- Давайте побудем добрыми волшебниками и поможем цветочку улыбнуться, попробуем поднять ему настроение. Попробуем узнать, что поможет нам это сделать.

III. Актуализация знаний. Чистописание.

1. –Запишите букву, которая стоит в алфавите между буквами Р и Т, и обозначает глухие согласные звуки, парные по твёрдости – мягкости и парные по глухости – звонкости;

- Запишите 2 раза букву гласного звука, которая в алфавите стоит перед буквой П;

- Запишите букву, которая стоит после буквы К.

- Из записанных букв составьте слово.

Буквы друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Значение для каждого готово.

А вы догадались, что это?

Ответ: Слово.

- А кто из вас помнит, когда мы можем набор звуков назвать словом? (Слово имеет значение),

- А Солнышко подсказывает, что слова можно разделить на группы. Это так?

На какие группы? (Названия предметов, названия действий, названия признаков)

2.Распределение слов по группам.

- Поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит карточка. На ней записано слово. Три ученика пройдут по классу и каждый соберёт только те слова, которые обозначены на табличке:

1-ый - название предметов;

2 – ой - название признаков;

3-ий - название действий.

Помогите нашим ведущим выбрать только нужные слова.

- Прочитайте, какие слова вы подобрали.

- Почему вы выбрали именно эти слова?

- На какие вопросы они отвечают?

IV.Определение темы урока. Постановка учебной проблемы.

- А я вижу, что не все слова собраны. Какие-то остались лежать на ваших партах. Давайте их прочитаем.

- Кто знает, как называется эта группа слов? (Вежливые слова)

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти надо с улыбкой дарить.

- А как можно назвать человека, который говорит только хорошие, добрые слова? (Воспитанный, вежливый).

1. Работа над развитием речи.

- Составьте предложение, используя любые из данных слов так, чтобы оно соответствовало схеме. I________ __________ __________.

- Запишем предложение: Доброе слово лечит.

- Слово – название предмета подчеркните одной чертой.

- Слово – название действия – двумя чертами.

- Слово – название признака – волнистой линией.

- Ребята, смотрите, у Тучки, которая накрыла наше Солнышко, тоже есть слова. Прочитаем их. (НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА).

- Нравятся они вам? Почему?

- Ребята, а какой из групп слов можно отнести слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА?

(Слова – названия предметов)

- Почему? (Отвечают на вопрос КТО?)

- Кто знает значение этих слов?

- Что же делать? Какую задачу нам предстоит решить? (Выяснить значение этих слов и определить, какие слова помогут улыбнуться Солнышку).

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словах, выясним, какими словами пользуется вежливый человек, научимся их правильно писать и употреблять в речи. Итак, в путь.

V. Работа по теме урока. Построение выхода из затруднения.

1. Работа со словами – просьбами.

- Ребята, как вы думаете, что перед вами? (Слоги).

- Что мы можем с ними сделать? (Составить слова).

- Какие слова получились? (Пожалуйста и будьте добры)

- Когда мы говорим такие слова? (Когда обращаемся с просьбой или отвечаем на благодарность)

- Да, в старину, обращаясь к кому-то с просьбой, рассчитывая на доброе отношение, говорили: «Будьте добры», «Пожалуйте (дайте) мне что-то». И просящему отвеали: «Я жалую» (даю) вам…). Давайте запишем слово ПОЖАЛУЙСТА в тетрадь. А Солнышку подарим лучик с этими словами.

VI.Физминутка. Игра «Не ошибитесь пожалуйста»

- Давайте поиграем: я буду обращаться к вам с просьбами, а вы будете выполнять только те, в которых есть волшебные слова. Итак, не ошибитесь, пожалуйста.

- Встаньте.

- Встаньте пожалуйста.

- Поднимите руки.

- Поднимите руки пожалуйста.

- Будьте добры, помашите руками.

- Шагом марш!

- Похлопайте в ладоши, будьте добры.

- Пожалуйста попрыгайте.

- Тихо садитесь.

- Тихо сядьте пожалуйста.

- Какие волшебные слова я повторяла чаще всего? (Пожалуйста и будьте добры).

- Это слова просьбы или ответа на благодарность.

VII. Продолжение работы по теме.

2. Работа со словами – приветствия и прощания.

- Найдите в учебнике на с.25 Упр. 13. Прочитайте.

- Назовите слова – приветствия. (ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

- Какое из этих слов вы чаще употребляете в речи? (Здравствуйте)

- А что это слово обозначает? Прочитаем об этом на «Страничке для любознательных» (с.29)

- Что вы узнали об этом волшебном слове?

- А как вы здороваетесь с друзьями? (Привет, здорово)

- Запишем слово ЗДРАВСТВУЙТЕ в тетрадях и подарим лучики со словами приветствиями Солнышку.

- Прочитайте последнее задание к упр-нию.

- Назовите слова прощания.

- Запишем ДО СВИДАНИЯ в тетради и подарим лучик Солнышку.

3. Работа со словами извинения.

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он…(ИЗВИНИ).

- Когда вы говорите слово ИЗВИНИ? (Если в чём-то виноваты, хотите попросить прощения)

- Слово извини является родственным слову ВИНА. ИЗВИНИ – выведи меня из вины. Давайте запишем это слово- извинения.

- Каким словом можно его заменить? (Прости).

- Подарим иэти слова Солнышку.

4. Слова благодарности.

Доскажите словечко.

Трясогузка с бережка уронила червяка.

И за угощенье рыба ей пробулькала…СПАСИБО.

- Когда вы говорите это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за что-то говорили:»Спаси Бог». Со временем, два слова слились в одно, а буква Г отпала и получилось короткое СПАСИБО. Давайте запишем это слово. Какие безударные гласные выделим? Почему именно эти?

- Каким ещё словом можно поблагодарить? (БЛАГОДАРЮ)

- Давайте прочитаем значение этого слова на «страничке для любознательных»

С.29

- Что узнали о слове БЛАГОДАРЮ? Запишем его и подарим лучик Солнышку.

5. Вывод о о значении вежливых слов в речи.

- Ребята, мы повторили слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. А как назвать группу, в которую можно объединить все эти слова? (ВЕЖЛИВЫЕ слова)

- Для чего нам нужны вежливые слова?

- Как называют человека, который использует такие слова в своей речи?(ВЕЖЛИВЫЙ) – карточка.

- Прочитаем об этом в рубрике «Обрати внимание» на с.25.

- Совпали ли наши предположения с текстом учебника?

- Значит, вы – молодцы!

6. Толкование слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА.

- Ребята, а как называют человека, который не употребляет в речи вежливые слова? (НЕВЕЖЛИВЫЙ)

НЕВЕЖА ВЕЖЛИВЫЙ НЕВЕЖЛИВЫЙ

 

- В старину, когда человеку задавали вопрос, на который он не знал ответа, он отвечал: НЕ ЗНАЮ, НЕ ВЕДАЮ. Карточка.

 

НЕВЕЖДА ВЕДАЮ (знаю) НЕ ВЕДАЮ (не знаю)

 

- Найдите родственников слова НЕВЕЖА и родственников слова НЕВЕЖДА.

- Предположите, что может обозначать слово НЕВЕЖА. А НЕВЕЖДА?

- Давайте проверим наши предположения. Прочитаем текст упр. №15.

- Где же мы можем ВЫВЕДАТЬ, т.е. узнать значение любого слова?

- Почему словарь называют ТОЛКОВЫМ? (В нём разъясняются (толкуются) значения (толкования) слов).

- Прочитаем значение слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА в Толковом словаре учебника. (С.138 – 140).

- Совпадает ли открытое нами знание с тем, что дано в словаре?

- Значит, вы – молодцы! Вы многое узнали выведали. Значит, можно ли вас назвать НЕВЕЖДАМИ? (Нет, мы – вежды, знайки).

- А можно ли вас назвать НЕВЕЖАМИ? Почему нельзя?

 

VIII. Закрепление.

Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого …СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышит… ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… ЗДРАВСТВУЙТЕ.

А если нас бранят за шалости, мы говорим… ПРОСТИ ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции и в Дании на прощанье говорят… ДО СВИДАНИЯ.

Вежливых слов не одно и не два.

Помни и знай эти чудо-слова.

IX. Итог урока. Работа в парах.

- Составьте из слов пословицу.

(ВЕЖЛИВОСТЬ ОКРЫВАЕТ ВСЕ ДВЕРИ)

- Какие же двери открывает вам вежливость?

- Посмотрите на наше Солнышко. Что изменилось?

- Каждый из вас – тоже Солнышко. И для того, чтобы у всех было хорошее настроение, чтобы все улыбались, давайте дарить друг другу только добрые, вежливые слова.

X. Рефлексия.

- Поднимите карточку, на которой будет видно ваше настроение после сегодняшнего урока.

 

Мы все научились когда-то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте-ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово «спасибо»
Нельзя забывать говорить.

Прощаясь, мы все «до свидания»
Друг другу всегда говорим,
«Пожалуйста» — если желанье
Иль просьбу исполнить хотим.

Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это-основа основ.

А вежливым быть очень просто:
Будь добрым — обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет

Пусть мальчишки и девчонки,

Вся озорная детвора,

Сегодня скажет звонко – звонко:

«Будьте вежливы всегда!»

 

 

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт