Разработка внеурочного мероприятия, посвящённого памяти Н.А. Заболоцкого

6 марта 2018 - school2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № « г. Льгова»

 

 

 

 

 

 

Разработка  внеурочного мероприятия,  посвящённого

памяти Н.А. Заболоцкого

 

 

Тема: «Знакомство с  творчеством  Н.А. Заболоцкого»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс: 7 «А»

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:  Чернышова Н.В.

Библиотекарь:  Калашникова Т. И.

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

2018 г.

 

 

 

Цель:  формирование информационной культуры личности ребенка, формирование навыков творческой деятельности (работа в группах при предварительной подготовке к уроку),  формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ поэтического текста, духовное развитие через работу с понятием и текстом.

 

 Оборудование:

 Презентация с фото- и видеоматериалом
 Стенд «К юбилею Н.А. Заболоцкого»
 Лирическая музыка
 Книги Н.А. Заболоцкого

                         

                                 Ход  мероприятия

 

Вступительное слово учителя,  слайд

Звучит начало песни «Лебединая верность»                                                                                             (муз. Е. Мартынова, сл. А. Дербенёва),  слайд

 

Библиотекарь:

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.             Звук выстрела, слайд

 

Чтец 1.

Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.

 

Чтец 2.

Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно. 

 

 

Библиотекарь: Это замечательное стихотворение « Журавли»  Николая Алексеевича Заболоцкого.  В этом году исполняется 115 лет со дня рождения поэта, а стихи его продолжают жить. Их философская глубина, тонкая изобразительность, совершенство формы заставляют вспоминать образцы русской классики.

 

Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. Детство и годы учения в Уржумском реальном училище прошли в селе Сернур, где отложились первые впечатления от вятской природы и от деятельности отца. В 1920 году будущий поэт приехал в Москву и стал студентом историко – филологического факультета Московского университета, а в 1921 году переехал в Петроград и поступил в педагогический институт имени А. И. Герцена на отделение русского языка и литературы. Первая книга стихов Николая Алексеевича Заболоцкого вышла в Ленинграде в 1929 году. Называлась она «Столбцы». В ней начинающий автор заявил себя мастером гротескной живописи,  виртуозно владеющим стихотворной техникой. Через четыре года после «Столбцов»  вышла в свет поэма «Торжество земледелия»,  в которой поэт стремился утвердить мысль о преобразующей силе человеческого разума, обуздывающего силы природы. Тема природы и её взаимоотношений с человеком становится преобладающей в творчестве поэта 1930-1940-х годов. Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником созидательной энергии.

 

Чтец 3, слайд

 

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав. 

 

Библиотекарь:  В художественном мире Заболоцкого мир природы и человека слит в единое целое. Поэт не только слышит природу. Вглядывается в неё, примечает мельчайшие детали. Но и включается в диалог с природой. Видит красоту этой жизни. Иногда не заметную для окружающих.

                        

                   Звучит тихая лирическая музыка.

Чтец 4.Вечер на Оке.

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.

 

Чтец 5.      Утро
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
Там черных деревьев стоят батальоны,
Там елки как пики, как выстрелы — клены,
Их корни как шкворни, сучки как стропила,
Их ветры ласкают, им светят светила.
Там дятлы, качаясь на дубе сыром,
С утра вырубают своим топором
Угрюмые ноты из книги дубрав,
Короткие головы в плечи вобрав.
Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.
И птицы, одетые в светлые шлемы,
Сидят на воротах забытой поэмы,
И девочка в речке играет нагая
И смотрит на небо, смеясь и мигая.
Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.

 

Библиотекарь:  В 1950-е годы на передний план в стихотворениях Заболоцкого выходит человек. Другой становится тональность его поэзии. Поэт видит в окружающем мире и в человеческой душе не одни светлые стороны, от его взора не укрываются трагические моменты жизни, но он преисполнен веры в то, что доброе и светлое способно одолеть любые преграды

 

Учитель:   Практически у каждого человека есть собственный символ  любви – предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом стал куст можжевельника, в котором воплотились все самые светлые надежды и мечты автора. Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда распалась его семья.  Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике. Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

         Простое и незатейливое по композиции, но при этом очень сложное для восприятия, это стихотворение словно бы обнажает душу поэта. Заболоцкий признается, что сейчас его жизнь напоминает удивительный сон, который дарит ему предчувствие счастья. Символом его является куст можжевельника, украшенного аметистовыми ягодами. Их звон настолько понравился поэту, что стал синонимом радости бытия.

           Ключевой фразой этого произведения являются строки: «Я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей».

 

 Звучит песня на стих. Николая Алексеевича Заболоцкого «Можжевеловый куст» в исполнении известного композитора Александра Суханова.   (видео)  

 

 Библиотекарь: Красота, величие, бессмертие природы – это то настоящее, что заслуживает восхищения.  Ко всему, что окружало поэта, он применял высокую меру истинности. Он не верит обманчивым впечатлениям, напряжённо вглядывается в души людей. Ставшее знаменитым стихотворение «О красоте человеческих чувств» основано на уподоблении лица архитектурному сооружению. Как и здания, лица бывают пышными и скромными, распахнутыми и закрытыми.

 

Чтец 6.         О красоте человеческих лиц.
 

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

 

Библиотекарь:  Истинная красота видится поэту в проявлениях «движения души», в выражении богатства внутреннего мира, в открытости и искренности в проявлении чувств. Самые красивые лица, по мнению поэта,- «подобья ликующих песен». Эта мысль ярко звучит в стих. «Некрасивая девочка»

 

Чтец 6.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

 Чтец 7.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!

Чтец 8.

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? 

 

Библиотекарь:

Н.А. Заболоцкий – это поэт мысли, прекрасно владеющий точным и зримым образом. Неторопливый, очень весомый, важный, даже торжественный тон его стиха свидетельствует о творческом освоении традиций Ф. И. Тютчева,  Г. Р. Державина, Е. А. Баратынского.

 

Слайд

Учитель: Из письма Н. А. Заболоцкого Алексею Константиновичу Крутецкому: «Стихотворение подобно человеку – у него есть лицо, ум и сердце. Если человек не дикарь и не глупец, его лицо всегда более и менее спокойно. Так же спокойно должно быть и лицо стихотворения. Умный читатель под покровом внешнего спокойствия отлично видит все игралище ума и сердца. Я рассчитываю на умного читателя. Фамильярничать с ним не хочу, так как уважаю его».

 Чтец 9.  Читая стихи
Любопытно, забавно и тонко:
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребенка
В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи
Изощренность известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык. 

 

Учитель: Н. А. Заблоцкий был замечательным мастером художественного перевода. (Учитель обращается к стенду, на котором написано о Заболоцком как о переводчике)

Работа в тетрадях

 

Библиотекарь: В последние годы жизни поэт написал стих. «Гроза идёт». В нём он размышляет о вечном обновлении природы, о бессмертии души человека.

Звучит грустная лирическая мелодия

 

Чтец 10.     Гроза идёт.

Движется нахмуренная туча,
Обложив полнеба вдалеке,
Движется, огромна и тягуча,
С фонарем в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,
Сколько раз, сверкая серебром,
Сломанными молниями била,
Каменный выкатывала гром!

Сколько раз, ее увидев в поле,
Замедлял я робкие шаги
И стоял, сливаясь поневоле
С белым блеском вольтовой дуги!

Вот он - кедр у нашего балкона.
Надвое громами расщеплен,
Он стоит, и мертвая корона
Подпирает темный небосклон.

Сквозь живое сердце древесины
Пролегает рана от огня,
Иглы почерневшие с вершины
Осыпают звездами меня.

Пой мне песню, дерево печали!
Я, как ты, ворвался в высоту,
Но меня лишь молнии встречали
И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,
Я, как ты, не умер у крыльца,
И в душе все тот же лютый голод,
И любовь, и песни до конца!

 

 Беседа с учащимися об основных мотивах поэзии Заболоцкого. Записи в тетрадях: человек и природа, философские мотивы, тема любви.

 

Учитель: В.А. Каверин писал о Н.А. Заболоцком: «Ощущение высокого призвания было для него эталоном в жизни. Он был честен, потому что он был поэтом. Он никогда не лгал, потому что он был поэтом. Он никогда не предавал друзей, потому что он был поэтом. Все нормы его существования, его поведения, его отношения к людям определялись тем, что, будучи поэтом, он не мог быть одновременно обманщиком, предателем, льстецом, карьеристом. Прекрасно понимая, что ложь и поэзия "две вещи несовместимые", он не мог писать то, чего не думал».

 

Библиотекарь: Одно из последних его стихотворений как будто обращено к нам, людям 21 века. « Не позволяй душе лениться»

 

Чтец 11.    Не позволяй душе лениться.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

 

Учитель подводит итоги урока и задаёт домашнее задание: анализ любого стихотворения Н.А. Заболоцкого.

 

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт