Романченко Е.Ю Формирование УУД

26 февраля 2018 - school2

http://school2-lgov.ru/files/2018/Формирование УУД Романченко Е.Ю..ppt

 

Слайд 1. Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД Формирование УУД на уроках литературы

Слайд 2.   Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

                                                                                     В.А. Сухомлинский

Актуальность проблемы

Эпиграф выбран мною неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать                               « правильно»,  « эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения в начальных классах, уроках литературы в старших классах, хотя на них оттачиваются необходимые умения, но и на других уроках. Собственно, с этой целью и была создана технология продуктивного чтения.

Слайд 3          ЧТЕНИЕ – ЭТО…

•      НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА;

•      СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ;

•      ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОБОГАЩЕНИЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА, ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА;

•      ПОВЫШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ,

•      ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЯ «ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕКА»…

 

Слайд 4. Грамотный читатель - это

  -  человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.

   -  человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать…»

 

Проблема чтения становится на сегодняшний день актуальной и государственной.

Слайд 5.

•         ! «Россия стремительно теряет статус самой читающей…» (В.В.Путин)

•         ! «…наблюдается кризис российской культуры и литературы…» (депутаты)

•         ! «…растет число россиян, не читающих книги совсем, 18% населения не имеют дома ни одной книги» (социальный опрос)

•         ! «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение» (профессор Н.Н.Светловская)

Каковы же причины  низкой читательской активности:

Слайд 6.

•         усиление влияния средств массовой информации;

•         резкое изменение общественной жизни;

•         изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми;

•         отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Слайд 7 .

Среди названных причин, последняя выступает как главная.

Выход есть! Для повышения читательской активности предлагается использовать в работе технологию продуктивного чтения.

Убрать  Слайд 8.  ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ПРИОБРЕТАЕТ ВЕДУЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБСТВУЕТ ДОСТИЖЕНИЮ ТЕХ РЕЗУЛЬТАТОВ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТСЯ В НОВЫХ СТАНДАРТАХ.

К.Д. Ушинский говорил:

Слайд 9       Читать – это еще ничего не значит.

 Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».                          

 

 Технология продуктивного чтения помогает вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география.

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации. Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

 

Слайд 10 Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

 

Напомню, что УУД разделяются на 4 вида:

 

Слайд 11

·        личностные,

·        регулятивные,

·        познавательные

·        коммуникативные.

 

Технология продуктивного чтения является средством формирования УУД.

Слайд 12

На каждом этапе технологии формируются определенные УУД.

 

Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литература»?

Рассмотрим УУД по группам.

Знакомство с приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Среди них можно выделить:

Слайд 13

- умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, схем;

- умение на основе анализа текста делать выводы;

- умение находить ответы на вопросы;

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

Поиск и выделение необходимой информации происходит на занятиях  постоянно: от учащихся требуется самостоятельное нахождение определенного фрагмента текста и его интерпретации для ответов на конкретные вопросы учителя или для обоснования своего суждения.

Технология продуктивного чтения позволяет формировать и коммуникативные универсальные действия:

Слайд

1) умение слушать и понимать других;

2)умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3)  умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре, в группе.

 

Можно выделить несколько видов коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценировке. Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытайся понять. Если потребуется – используй словари, дополнительную литературу, жизненный опыт, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации – учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай текст, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературы обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Обучающиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.

Использование технологии продуктивного чтения играет большую роль и для формирования регулятивных УУД.

Слайд

•         1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

•         2)  умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

•         3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

•         4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий:

1)    на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения)

2)    на проведение самопроверки;

3)     на редактирование текста.

Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

 

Остановлюсь на некоторых видах  регулятивных действий:

1. Целеполагание,  планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля обучающиеся знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4. Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно», задания на редактирование: «Проверь, все ли важное отражено в плане. Для этого еще раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что еще нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Посредством технологии продуктивного чтения  формируются личностные УУД:

Слайд

1)  умение высказывать отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, ссылаться на свой жизненный опыт

Сейчас расскажу о некоторых видах личностных УУД, которые формируются на уроках литературы.

1. Смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»  и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов. Примером могут служить следующие задания: «Как ты думаешь, для чего человеку нужно уметь читать? Задай этот вопрос своим близким»; «Для чего (для кого) учишься ты?».

2. Самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. Примером могут служить следующие задания: «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя?»; «Вспомни, не было ли в твоей жизни подобного случая. Расскажи об этом»; «Какую мысль из произведения ты считаешь для себя наиболее важной?».

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции обучающихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Вырази свое отношение к окружающим тебя людям в творческой  работе.

Технология продуктивного чтения способствует формированию общеучебных универсальных действий:

1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели.

2. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т. д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

3.Знаково-символические действия. Моделирование на уроках:                                    составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами.

Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю  необходимо  активно осваивать и применять в образовательном процессе технологию продуктивного чтения.

Достоинства технологии:

Ø Применима на уроках любого цикла и любой ступени обучения;

Ø Ориентирована на развитие личности читателя;

Ø Развивает умение прогнозировать результаты чтения;

Ø Способствует  пониманию текста на уровне смысла.

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт