Урок истории 11 класс

Урок  истории- учитель 1 категории Романенко.Г.Л

Тема.  Внешняя  политика России. Отечественная война. Бородинское сражение 1812г.

Цель.  Помочь учащимся определить внешнеполитические события предшествовавшие  нашествию Наполеона на Россию.
Вовлечь  учащихся в работу для выявления причин вторжения в Россию наполеоновских войск , о героической  обороне российского населения в ходе Отечественной войны, выяснить в чём заключается её народный характер.                     

Увековечить память героев Бородина и возродить те духовные  ценности,  которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812г.Организовать работу по развитию навыков,  работа с документами, картой, создавать условия для развития умения сравнивать , доказывать , обобщать, делать  выводы.

 

   Оборудование: Карта « Отечественная  война  1812» атлас, портреты: Багратиона. Презентация     «  Отечественная война 1812 г.». Барклая де Толли, Дениса Давыдова.                                  
Основные термины, даты:
12 июня 1812 г. Отечественная война.
26 августа 1812г. Бородинское сражение.
Флеши, редуты, картечь, фураж, партизаны.

План урока

  1. Внешняя политика России в начале 19 века.(приложение 1,2)
  2. Вторжение Наполеона в  Россию(приложение 3; )
  3. Бородинское сражение. Поле Русской славы.  «Репортаж с поля боя»(приложение 4)
  4. Гиганты на Бородинском поле.Высота 1812г. Оставление Москвы. (приложение 5,6)
  5. Отступление и  гибель «Великой армии»(приложение 7)
  6. Эти «загадочные» русские солдаты»  Подведение итогов.

Игра предсказание Наполеон
Сообщение темы и цели урока.
Интерактивная  беседа по теме « Гиганты на Бородинском поле»

Ход урока.

Вступительное слово учителя

— Что предшествовало Бородинскому сражению?
— Какова была внешняя политика  на начало 19 века?
— В 1804 г. Наполеон провозгласил себя императором.

Создаётся антифранцузская   коалиция.

Удачи и неудачи русской армии.     

К неудачам русской внешней политики следует отнести:

— Поражение по Аустерлицем 1805г.( приложение 1)
— Разгром  союзников России- Австрии, Пруссии.
— Континентальная блокада.
— Тильзитский  мир с Францией 1807г., который принёс ущерб экономической России (приложение  2)
Положительное: Наполеон победив в сражениях, в Россию и Пруссию всё-таки не вторгся в пределы России в 1807г. И не заставил воевать Россию на 2 фронта- это был успех.

1804-1813гг.- война с Ираном.
1806-1812гг.- война с Турцией.
1808-1089гг.- война со Швецией.

Каковы выводы о внешней  политике начала 19 века?

  1. Были успехи в войнах со Швецией, Персией, Турцией.
    -Присоединены  Финляндия, Грузия, Бессарабия.
  2. Россия не могла противостоять Франции, но и
    не понесла сокрушительного поражения, сохранив силы и моральный дух в будущих сражениях.

 


Армия Наполеона

Армия  русских.         

1-я-армия Наполеона наполовину состояла из французов.
2-я- армия половина из покорённых народов Европы.
3-я-армия  была не надёжной-ею руководила жажда славы и денег, но мужчины призывного возраста служили в армии, но не хотели воевать.

 

 

 

 

Современники отмечали у Александра такие качества как:
— упрямство, подозрительность, стремление искать популярность по любому поводу.
Александр 1 мечтал в роли спасителя «Европы», потому что  Наполеон преследовала  мысль стать властелином мира.
-Армия, комплектовалась путём  рекрутской повинности т.е. из определённо числа мужчин лишь один служил.
-Большинство не были обучены военному делу.
1-я рус. армия- Барклай де Толли.
2-я- Багратиона.
3-я- Тормасова.

        Подведение итогов.

Вторжение Наполеона в Россию.

12 июня 1812г. армия  Наполеона  перешла р.Неман.
На стороне России- Австрия, Пруссия

1) План Наполеона- разгромить русскую армию в одном сражении.   

План  русских — тактика отступления, изматывая силы  противника.

План  молниеносной войны провалился.

 

Учитель:(вывод) Русская армия  и уступала французской по численности, но по бесспособности и профессионализму солдат и руководству имели высокий уровень.
-Какой характер носила война? Для России- оборонительного, освободительный.
Для Франции- захватнический.
Ученик. Сообщение о Смоленском сражении. ( прилож 3)
Да, русские оборонялись, отступали, изматывали силы противника, не давали им давать продовольствие и боевые припасы.
Русские отступали до Смоленска. Хотя под Витебском  предприняли попытку соединить  1-ю и 2-ю армии.
В битве  под  Смоленском  силы были  не равные. Город   разрушен, но  французы так и не подкрепились  ни продовольствием, ни фуражом.
Вначале в этом обвиняли « Барклая де Толли»
Кто же виноват?
Император Александр 1 ?
Поле русской славы « Репортаж с поля боя». ( прилож 4)

  1. 8 августа 1818г. М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.

«Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Учитель: Наполеон справился  в генеральном сражении. Разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира.
— Кутузов говорил, что генеральное сражение не определит окончательной победы.
— План Кутузова: — накопить резервы:
— истощение врага;
— разгром в ходе контрнаступления;
-Кутузов говорил: « Когда дело идёт не славе, а вся цель — устремлена на истребление французской армии… Я взял намерение отступить.
-Наполеон говорил: « Победа под Бородино, если и удастся её достигнуть, будет  лишь временной победой, а не окончательным поражением противника.
-Работа по карточкам.
№1. Роль партизанского движения в разгром французской армии. Напишите имена представителей партизанских отрядов.
№2. Каковы причины назначения Кутузова главнокомандующим русской армии.
№3.Сообщение о Д.Давыдове, о В. Кожиной.
4.Группа учащихся  работает самостоятельно.
Игра-«Лото слов». Словарная работа.
Флеши- сомкнутое  и долговременное укрепление, подготовленное для круговой обороны, снаружи рвам и земляной насыпью (1,5м), на наружной стороне 2 м окопа.
Кавалерия- конное войско.
Пехота- пешее войско.
Артиллерия- огнестрельное орудие(пушки гаубицы) род  войск.

                                                                                                                                  

Положение Франции и России.                                                                                      


Франция –передовая.
-свершилась революция; освободила людей,
-пережившая подъём;
-каждый солдат мечтал стать генералом;

Россия- отставшая, крепостная.
-по территории великая;
-армия состояла из крепостных;
-народ не имел ни прав, ни свободы.

 

 

«Бородинское поле…русское поле…» (приложение 5).
«Гиганты на Бородинском поле».
«Батарея Раевского»- земляная насыпь. Батарея- насыпь была 1,5м высотой, 2 метра глубина рва, перед батареей цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батареям простреливались перекрёстным огнём. 3 атаки отстояли, до последней капли крови сражались  с отчаянной храбростью.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел.
Звучал, булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядром пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась- как наши груди:
Смешались в кучу, кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой…
Каков итог Бородинского сражения? Кто выиграл?

3. «Чья победа» ( приложение 6).
« Высота 1812». Оставление Москвы.
Это такая высота, которую обязательно надо взять иначе мы не будем достойны помнить наших великих предков.
— Почему эти загадочные русские солдаты и офицеры боролись и умирали, а могли бы перейти в армию Наполеона и сделать там карьеру.
Россия- дикая, отсталая, крепостная.
Но   1) Народ любил свою Родину –партизанское движение;

  1. Хотели доказать, что русский солдат не победим;
  2. Боялись презрения;
  3. Французы грабили, разоряли, несли свои  правила.

  4. Отступление и гибель «Великой армии».
« Игра -предсказание Наполеону» (приложение 7).
Учитель. Сейчас Россия  переживает не лёгкие времена.
Есть люди, которые с завистью смотрят на Европу.
Говорят, если бы мы 1941 году сдались фашистам, мы жили бы лучше?
— Как вы думаете, чтобы им ответили участники Бородинского сражения?
Ответы: — Это люди не любят своей страны.
— Не надо завидовать другой стране, а надо  наводить порядок у себя дома.
-Россия никогда не сдавалась.
Итог: — Бородинское поле- это поле великой любви и скорби, поле бессмертной русской славы.
1942г.- здесь стояли русские- насмерть.
Рефлексия.
Какие  чувства и мысли возникли после  сегодняшнего урока?
Ответы: 1.Почувствовать гордость за своих предков, которые проучили французов.
2.Возмущение. Наполеон хотел стать        
«властелином мира» и ради этой цели сколько
человеческой  жизни положили
3.Уважение и памяти защитников. Огромная
благодарность.
4.О событиях прошлого нужно говорить, чтобы понимать какой ценой достался нам каждый кусок земли.
5. Надо знать историю, чтобы понять цену
мирной жизни.
Д/З. Ответить на вопросы анкеты, «Что такое Родина и имеет ли смысл само это понятие в наше время. С какими из мнений согласны вы лично?

Материалы:

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
school2