Пастернак. Слово о любви

4 февраля 2013 - FAN

 Цели:  обобщить и систематизировать полученные знания по русскому языку и литературе; подготовка к ЕГЭ: повторить постановку знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи, художественно-изобразительные средства языка; формирование постижения авторского замысла, умения воспринимать  и анализировать текст; развивать коммуникативные навыки и творческие способности учащихся

                                                                                                              

 

                                                                                                       Эпиграф к уроку

                                                                                Музыка слова состоит не в его звучности,

                                                                               А в соотношении между его звучанием   и

                                                                               Значением.

                                                                                                                           Б.Л.Пастернак

       

1.      Слово учителя: сообщение темы и целей урока.

2.      Проверка домашнего задания: творческие работы учащихся на тему «Любовь в жизни литературных героев»: свои работы зачитывают 3-4 человека.

 

3.      Комплексная  работа с текстом.

 

 Слово учителя: роман «Доктор Живаго» Б.Пастернака не стал исключением – в нем мы можем найти немало страниц о любви: о любви к своей стране, профессии, детям, но нас интересует прежде всего любовь главных героев, Юрия Живаго и Ларисы Антиповой.

Текст, с которым я вам предлагаю сегодня поработать, это отрывок из 14 главы романа «Опять в Варыкине», когда герои находятся на пороге разлуки, переживая последние счастливые дни вместе.

1)      Чтение стихотворения «Свидание» из романа «Доктор Живаго»

2)      Чтение текста учителем (текст заранее роздан всем ученикам )

(1) …гибель действительно стучится в наши двери. (2)Только считанные дни в нашем распоряжении. (3)Воспользуемся же ими по-своему. (4) Потратим их на проводы жизни, на последнее  свидание перед разлукою.  (5)Простимся со всем, что нам было дорого, с нашими привычными понятиями, с тем, как мы мечтали жить и чему нас учила совесть, простимся с надеждами, простимся друг с другом…. (6)Ты недаром стоишь у конца моей жизни, потаенный, запретный мой ангел, под небом войн и восстаний, ты когда-то под мирным небом детства так же поднялась у ее начала.

(7)Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша.                                                                                                  

 (8)Часто потом в жизни я пробовал определить и назвать тот свет очарования, который ты заронила в меня тогда, тот постепенно тускнеющий луч и замирающий звук, который с тех пор растеклись по всему моему существованию и стали ключом проникновения во все остальное  на свете, благодаря тебе.

(9)Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. (10) Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцем, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью.  (11)Я весь наполнился блуждающими слезами, весь внутренне сверкал и плакал. (12)Мне было до смерти жалко себя, мальчика, и еще более жалко тебя, девочку. (13)Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.

(14)Вот, наконец, я это высказал. (15) От этого можно с ума сойти.(16). И я весь в этом.

3)      Выявление первичного восприятия текста:

- о чем этот текст?

- от чьего лица ведется повествование?

- как вы считаете, нет ли здесь чего-то необычного, вызывающего желание читать и читать дальше это признание Юрия Живаго?

Давайте подумаем над этим вместе.

4)      Какие художественно-изобразительные средства языка используются в предложениях 1, 5, 8, 13?

А) метафора                          в) синекдоха               д) сравнения   

Б) метонимия                       г) эпитеты

5)      Выпишите из текста все сравнительные обороты (объясните пунктуацию).

6)      Назовите тропы, которые используются в предложениях 6, 9, 10, 11.

Слово учителя:  автор объясняет, раскрывает в этом небольшом отрывке чувства, ощущения Юрия Живаго. А какое место занимает здесь образ Лары? Можем ли мы в полной мере представить его себе, благодаря чувствам главного героя?

(Безусловно, можем, и не только благодаря чувствам героя, а благодаря мастерству автора, тем художественным средствам, которые он использует: множественная метонимия, бесчисленные сравнения, эпитеты, что и позволяет нам в той или иной мере нарисовать для себя образ Лары. Так же это придает тексту живописность, яркость, поэтичность, он становится близок к стихотворениям в прозе).

 

7)      Работа у доски по вариантам:

1 вар-т: объясните пунктуацию в 9 предложении, сделайте синтаксический разбор, постройте схему;

2 вар-т: объясните пунктуацию в 13 предложении, сделайте синтаксический разбор, постройте схему.

8)      Какое из предложений текста соответствует схеме  (    ), [    ].?

(предложение 10). Дайте его полную характеристику.

9)      Среди предложений 1-6 найдите такое, в котором отсутствие запятой является авторским решением (5-ое)

 

4.      Чтение стихотворения Э.Асадова «Слово о любви»  заранее подготовленным учеником.

5.      Творческое задание: написать сочинение-миниатюру на тему:

 «Какой я представляю Лару?» (10 минут)

6.      Подведение итогов: зачитываются творческие работы учащихся.

Слово учителя: ребята, сегодняшний урок мне хочется закончить строчками из стихотворения Б.Пастернака

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

 

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

 

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Я думаю, к этим словам что-то добавить было бы излишним.

Выставление оценок.

7.      Домашнее задание: подготовить биографию А.Ахматовой; выбрать любое понравившееся стихотворение для анализа

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
school2