«Условия и механизмы проявления агрессии» Белоусова Н.С.

29 января 2014 - FAN

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ЛЬГОВА»

                                                                                                    

 

 

Выступление на семинаре

«Агрессия и насилие в школьной среде.

Профилактика, способы выявления и коррекции»

 

на тему

«Условия и механизмы проявления агрессии»

 

                           

Подготовила:                

 Классный руководитель 5-го класса Белоусова Н.В.

 

 

 

 

Льгов — 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Причины и механизм формирования агрессии.

 Человек был, есть и, возможно, еще долго будет агрессивным. Это кажется ясным и бесспорным. Но почему он агрессивен? Что заставляет быть таковым? На этот вопрос всегда пытались найти ответ. Высказывались противоположные, порой взаимоисключающие мнения в отношении причин ее возникновения, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. На сегодня многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности животных и человека.

Существуют три отличные друг от друга группы теорий агрессии, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).

Теория влечений (психоэнергетическая модель).

 Одним из основоположников этой теории является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: эрос-  инстинкт жизни,  и танатос- инстинкта смерти.  Энергия эроса (известная как либидо) направлена на  сохранение и упрочнение жизни. Эрос  рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека – любовью, заботой, близостью.  В отличие от эроса, танатос ( влечение к смерти)  несет в себе энергию разрушения и прекращения жизни – это злоба, ненависть, деструктивность.  Фрейд утверждал, что всё человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия танатоса  с эросом и,  что между ними существует постоянное напряжение. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.  Агрессия трактовалась им как неотъемлемая,  постоянная и неизбежная часть жизни, берущая начало из врождённых, инстинктивных сил.     

      Фрустрационная теория (гомеостатическая модель) возникла как противопоставление концепциям влечений: здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основоположником этого направления исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия – это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

    Что такое фрустрация? Авторы предполагают, что это прекращение начатой целенаправленной деятельности и отрицание желания, вожделения, страсти. Ни одно дело в жизни не достигается без фрустрации. Люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивности. Агрессивность вызывается не фрустрацией, а ситуацией, в которой присутствует элемент несправедливости (с точки зрения агрессора).

Теория утверждает, что, во–первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации, и, во–вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Схема "фрустрация – агрессия" базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение.

 

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием, как "акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму" .

 

Фрустрация возникает, когда появляется помеха осуществлению условной реакции. Причем величина фрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия, значительности препятствия к достижению цели и количества целенаправленных действий (попыток), после которых наступает фрустрация. Как, например, родитель–аккуратист и педант приучает своего маленького ребенка поддерживать порядок в детской комнате. Как правило, это ни к чему, кроме появления состояния фрустрации и агрессивных реакций у родителя, не приводит, и на голову ребенка, как из "рога изобилия", сыплются саркастические замечания, обвинения, выговоры и наказания.

Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из–за ожидаемых отрицательных последствий. В частности установлено, что торможение любого акта агрессии прямо пропорционально силе ожидаемого наказания. Вероятно, поэтому родители, практикующие наказания своих детей за плохие отметки в школе, почти всегда по внешней активности и настроению ребенка безошибочно определяют какую отметку он получил в школе: ребенок приходит домой с чувством вины и стремится уединиться.

Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека, воспринимаемого виновником этого торможения и усиливающая побуждение к другим формам агрессии. Так, например, ребенок, которому мать не разрешает драться или баловаться, начинает оскорблять ее ("Ты плохая!") и упрекать в нелюбви ("Ты меня не любишь!").

Замещение – это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого–либо другого лица, а не истинного источника фрустрации. Ребенок, который не может наказать или "отшлепать" провинившегося старшего брата, со злостью рвет его коллекцию марок или, когда разозленный поведением родителей старший брат бьет ни в чем неповинного младшего.

 

Теория социального научения (бихевиоральная модель), в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление .

 

Теория социального научения – это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

 

Кроме того, названная теория утверждает, что человек научается и более эффективным агрессивным действиям: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения.

 

Другим важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Под подкреплением обычно понимается какое–либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления: 1) положительное подкрепление– это любой стимул, который следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне; 2) отрицательное подкрепление– это стимул, устранение которого усиливает реакцию.

 

Что касается исследуемой проблемы, то существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители. Следовательно, наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно также наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности .

Причины возникновения агрессии.

1. Заболевание центральной нервной системы. Психопатия.

В случаях, когда агрессивность не носит патологического характера, над ее коррекцией работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением основного заболевания. Но неспровоцированная агрессивность, асоциальность, неадекватность поведения ребенка, особенно внезапно возникшая, может быть и одним из симптомов таких тяжелых расстройств, как судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае необходимо тщательное обследование ребенка и при необходимости – лечение у детского психиатра.

 

Восьмилетний Даня ведет себя плохо всегда и везде. По словам мамы, с ним было очень трудно с самого раннего детства.

Специалисты называют такие проявления патологией характера, или психопатией. Психопатия часто бывает наследственной, то есть обнаруживается у детей, имеющих родственника с таким же несносным характером.

 Грубостью и жестокостью своих поступков нередко шокируют окружающих больные эпилепсией. Существует патология характера, которую психиатры называют эпилептоидной. У этих людей никогда не бывает припадков, но черты их характера напоминают черты больных эпилепсией. Эпилептоиды с детства очень педантичны, чрезмерно любят порядок, властны и весьма агрессивны со слабыми, угодливы с сильными. В таких случаях психиатр при необходимости может назначить лекарства, нормализующие настроение, успокоительные средства.

 К повышенной возбудимости, а следовательно, и агрессивности ребенка могут привести осложнения беременности и родов у матери (например, тяжелый токсикоз или обвитие ребенка пуповиной). Увеличивает риск возникновения поведенческих нарушений, в том числе повышенной агрессивности, черепно-мозговая травма, перенесенная ребенком в любом возрасте. Иногда эти нарушения оказываются незначительными и сами проходят. Но бывает, что травма имеет длительные последствия. Например, у ребенка может быть постоянно повышено внутричерепное давление, он все время возбужден, вследствие чего становится неуправляемым, раздражительным

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Дети дошкольного возраста, разумеется, этой поговорки не знают, но пользоваться психологическими механизмами, лежащими в ее основе, вполне умеют. Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают. От чего же дети дошкольного возраста защищаются?

Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

Молодая мать хотела еще немного «пожить для себя», но вот – незапланированная беременность, аборт делать страшно, родившийся ребенок прерывает учебу в институте, вырывает молодую женщину из привычной среды, резко ограничивает общение с друзьями, другие стороны жизни. Мать честно ухаживает за ребенком и вроде бы даже любит его, но он почему-то зло плачет во время кормления, отталкивает или кусает грудь, просыпается и требует внимания в самый неподходящий момент, хотя вроде бы, согласно режиму, должен был еще как минимум час спать.

Другая ситуация. Отношения супругов были на момент зачатия ребенка далеко не идеальными, но мать очень рассчитывала на то, что ребенок поможет подлатать полуразвалившееся здание их брака. Ребенок родился, но супружеские отношения спасти не удалось. Муж ушел, а сын каждой своей черточкой и манерой поведения напоминает ушедшего. Так же шаркает ногами, так же крошит хлеб за столом... Мать ничего не рассказывает ребенку об отце, но каждый раз, когда он садится обедать... И ребенок почему-то растет неласковым, замкнутым, агрессивным...

Сын познакомился с девушкой, про которую его мать сказала при первой же встрече: «Она тебе не ровня». Сын не стал прислушиваться к советам родителей и спустя какое-то время женился. Родился ребенок. Супруги живут как все, с родными мужа поддерживают ровные, не близкие, но бесконфликтные отношения, никто ни про кого дурного слова не скажет. Но вот беда, в подрастающего ребенка словно бес вселился – может оскорбить бабушку, ударить ее, намеренно испортить ее вещи...

 

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

.  Неприятие детей родителями.

Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно.

. Безразличие  или враждебность со стороны родителей.

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним.

.  Разрушение эмоциональных связей в семье.

К повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями, когда супруги сосуществуют в постоянных ссорах, их семья напоминает жизнь на дремлющем вулкане, извержения которого можно ждать в любую минуту. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно если родители используют его как аргумент в споре между собой. Часто в меру своих сил ребенок пытается примирить родителей, но в результате он сам может попасть «под горячую руку». В итоге ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми, либо черствеет душой и приобретает опыт использования ситуации в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Соответственно, любая ситуация, в которой они сами должны что-то сделать для мира или чем-то пожертвовать, воспринимается ими в штыки, вызывает резкие проявления агрессивного поведения.

.Неуважение к личности ребёнка.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями – в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах.

.Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.

Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вредны, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Жестокосердные, чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Особенно опасно, если в качестве наказания практикуется моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение «угнетаемого» ребенка. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя, отстоять свое «Я», и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.

.Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такое часто случается в семьях, где, как говорится, «и мамки и няньки». Родители с пеленок приучают малыша к мысли, что он – небесное создание, которому все готовы служить. Только проснулся – вот тебе тапочки, чтобы ножки не застудить, только за игрушкой потянулся – держи, мы ее тебе в ручку вложим. Стремление родителей угодить малышу и предугадать каждое его желание оборачивается против них. Если родители не исполняют очередной каприз такого дитяти, они получают в ответ вспышку агрессии. Не купили мне игрушку – я на пол упаду и буду орать назло вам до посинения, не дали мне папиным ножом поиграть – я вам ножницами занавески порежу.

Диаметрально иная природа возникновения агрессии – агрессия детей вечно занятых родителей. Их агрессия – это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отчитает, чем не заметит».

«Взрослое» восприятие мира очень отличается от детского. То, что представляется нам пустяком, может показаться нашему ребенку катастрофой вселенского масштаба. Мы, взрослые, иногда смеемся над тем, что происходит в детских душах, не верим им, считаем, что они притворяются или балуются. Нередко случается, что мы не обращаем внимания на страдания детей, на настоящую душевную боль, но при этом придаем огромное значение тому, что для них кажется пустяками. В результате у ребенка может сложиться ощущение или даже убеждение в том, что взрослые совершенно не способны его понять. Не способны понять – значит, не способны и помочь. Вокруг ребенка сгущается атмосфера одиночества и безысходности, он чувствует себя напуганным, незащищенным и беспомощным. И как результат – неадекватные, агрессивные реакции.

.Запрет на физическую активность.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

Поэтому, если и попытаться поставить ребенка по стойке «смирно», он, скорее всего, станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым, и дело закончится неконтролируемой длительной истерикой. Ведь был нарушен главный закон поведения ребенка: его энергия обязательно должна найти выход.

.Отказ в праве на личную свободу.

Как только ребенок начинает осознавать свое «Я», он начинает делить мир на «своих» и «чужих», соответственно, и окружающие предметы очень четко разделяются им на свои и чужие. Начиная с этого момента ему требуется свое место под солнцем и уверенность в неприкосновенности всего того, что принадлежит лично ему. Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить его персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Совсем маленький ребенок может ногой ткнуть в бок собаку и отбежать, ударит песочной лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством – что будет? Шлепнет бабушку по щеке ладошкой и смеется. Бабушке обидно, а ему весело. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Для них что постучать палкой по доске, что по спине соседа – и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Настоящей агрессивности в них поначалу нет, но когда их поступки встречают естественный отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями или завышенным болевым порогом совершенно непонятный), то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

5. За агрессивность принимают что-то другое.

Наиболее часто за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет. В этот период ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою физическую автономию от родителей. «Не буду», «не пойду», «не хочу», «я сам» – слышится в этот период практически постоянно. Если на ребенка в это время очень «давить», то есть тащить его волоком гулять, когда он не хочет идти, или одевать насильно, когда он не хочет одеваться, то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за самую настоящую агрессивность. Но все же это не агрессия, а всего лишь сопротивление! Перестали «насиловать» ребенка, миновал кризисный возраст – и всю «агрессивность» как рукой сняло, словно ее и не было.

Массовая агрессия.

        Наряду с феноменом индивидуальной агрессии существует феномен групповой, в частности, массовой агрессии. Они принципиально различны. Когда речь идет об агрессии индивидуальной, то значимы личностные особенности - например, конфликтность человека, степень его самоконтроля и т. п. В групповых, и особенно массовых ее формах значимым становится совершенно иное - социальный контекст, социальная ситуация. Индивидуально-психологические различия нивелируются, люди ведут себя одинаково, хотя могут быть разными. Как показывают исследования современных массовых беспорядков и волнений, важнейшим лежащим в их основе фактором может быть либо чувство полного блокирования всех надежд, либо, наоборот, когда надежды появляются, а социальные претензии и ожидания быстро растут, разрыв между желаемым и имеющимся (главный источник социальной агрессии) увеличивается. (закон Токвиля). Условиями возникновения агрессии обычно считается целый ряд психологических факторов.

 Во-первых, это элементарные физиологические и, главное, психофизиологические условия - алкоголь, наркотики, солнечные пятна, геомагнитные возмущения и "бури", а также прочие факторы энергетического возбуждения организма.

 Во-вторых, это более сложные психологические факторы - в первую очередь, уже упоминавшееся ощущение фрустрации, сравнимое с тем, что будет испытывать быстро бежавший человек, натыкаясь на высочайший забор, и психологически означающего для человека осознание "невозможности исполнения никаких надежд".

 В-третьих, это ситуационные факторы в виде наличия подходящих лидеров (тех самых "военных вождей"), а также подходящих средств проявления агрессии (здесь часто помогает тот самый пресловутый "булыжник - орудие пролетариата") и, главное, доступных возмездию (часто не важно, за что) жертв.

 В-четвертых, это провокационные факторы - прежде всего, неадекватные действия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию, что называется, "на пустом месте", вместо того чтобы принять превентивные меры по ее заблаговременному предупреждению и профилактике.

 

Механизм формирования агрессии.

       В поисках причины появления и проявления агрессии проводились многочисленные исследования, которые условно можно подразделить на биологические, социальные и психологические, каждая из которых представляет свои модели формирования агрессии. Многие исследователи отмечают изменения медиаторного обмена, характерные для агрессивного поведения; некоторые авторы связывают агрессивность с морфологическими изменениями головного мозга, третьи выводят агрессивность из сугубо психологических механизмов и т.д.

Морфологическая модель агрессии. Экспериментальные исследования функций лобных долей, проведенные учёными, показали, что при повреждении определенных участков головного мозга (амигдалы) наступали серьезные изменения поведения – обезьяны и кошки утрачивали агрессивные реакции. С другой стороны, повреждения вентромедиальных ядер гипоталамуса, вызывали торможение агрессии, приводили к состоянию перманентной агрессивности животных.

В обоих случаях речь идет о нарушении гомеостаза. То есть, надо предполагать, что имеют место две тенденции, совокупная деятельность которых обеспечивает их равновесие. Однако, это «равновесное состояние» больше у одних индивидов, особей и меньше у других, что и определяет их поведение в обыденной повседневной жизни вне экстремальных ситуаций.

Исследуя методом компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса склонных к насилию лиц, психологи выявили, что среди них части случаи с признаками органического поражения головного мозга. Доминировали поражения передненижнего фрагмента височной доли и миндалин, что интерпретируется автором как возможный нейроанатомический субстрат насилия.Учёные приводят результаты компьютерно -томографического и нейрофизиологического обследования 372 пациентов (независимо от диагноза) психиатрического госпиталя строгого режима, совершивших агрессивно-насильственные общественно опасные действия. Авторы выявили коррелирующие с агрессией по степени выраженности органические изменения в височных долях головного мозга и изменения биоэлектрической активности (медленные и острые волны) аналогичной локализации.

 

Нейрональная модель. Данная модель исходит из того, что природа человеческой агрессивности основана на том, что нарушения гомеостаза организма, вызывающие снижение порога электрической проводимости нейронных мембран, приводят к облегчению проведения импульса. Неоднократно повторяясь, это явление вызывает феномен «отрезания» (cut-off), в частности, нейронной сети, и согласованные ранее процессы протекают неадекватно.

 

Биологическая модель. В качестве механизмов агрессивности рассматриваются показатели и обмен тех или иных веществ – кортизола, серотонина. Изучая биологические механизмы агрессивности, Kalin N.H. (1999) смоделировал ее в эксперименте на макаках резус. Он выявил две категории агрессивности – защитная и атакующая, имеющие различные нейрональные механизмы формирования. Защитная агрессия, вызываемая страхом, связана с чрезмерной активностью правой лобной доли и высокой концентрацией кортизола. Импульсивная агрессия связана с низкой серотонинэргической активностью мозга, повышением уровня тестостерона и снижением уровня кортизола. Независимо от вида, агрессивность модулируется факторами внешней среды.

Вместе с тем, указывается на не специфичность выявленных изменений. Так было установлено, что у людей такие соотношения кортизола выявляются и при депрессиях.

Учёные исследовали обмен серотонина на тромбоцитарной модели у испытуемых различными расстройствами личности, склонных к импульсивному агрессивному поведению, и выявили изменение числа связывающих серотонин сайтов, кoторое коррелировало со степенью выраженности агрессивности и агрессивных тенденций. Цитируемые авторы приводят данные о снижении агрессивности при применении антагонистов серотонина, полученные на животных моделях. C.E. Lewis (1991), обобщая в обзорной работе данные многих авторов за 1970-80-е годы, показывает наличие связи стойкого антисоциального поведения с выраженными нарушениями серотонинэргических механизмов центральной нервной системы .

Некоторые авторы указывают на зависимость агрессивного проявления от биологических (сезонных) ритмов. Так, в частности Sitar J. (1997), изучив 2447 актов насилия (гетероагрессии) и 1028 актов самоповреждения (аутоагрессии), связал их с недельными, годовыми и лунными ритмами, а также с внезапными изменениями климата. Он обнаружил, что внезапные изменениями климата вызывают импульсивные расстройства поведения, обычно без материального и сексуального интереса. А кражи с взломом и изнасилованиями, не будучи зависимыми от климата, были связаны с лунным ритмом (так же как и острые сердечно-сосудистые кризы) и смертельные случаи. Автор указывает, что спад агрессивности вызывается полнолунием, хотя было принято считать наоборот.

Ретроспективный анализ протоколов клиники, проведенный Wynn R. (1996) показал наличие суточных и сезонных ритмов всплеска агрессивности.

Социально-психологическая модель. Основой для формирования агрессивного поведения является ряд интеллектуальных, социальных, личностных и других факторов. Интеллектуальная неполноценность  представляется как основа для формирования агрессивного поведения, направленного не только во внутрь, но и во вне. Гиперактивность некоторых лиц (тип личности) способствует их повышенной агрессивности.

На формирование нормативных представлений об агрессии и восприятии ее существенное воздействие оказывает городская культура. Это подтверждается сравнительными исследованиями эмигрантов и не эмигрантов. Большую роль в этом играют неблагоприятные семейные условия: сексуальные оскорбления в семье, химическая зависимость одного из родителей, подвергаемость детей сексуальным оскорблениям со стороны опекунов.

Психологическая модель. Авторы теории фрустрационной агрессии Dollard и Miller (1939) считали, что возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот, наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности. Miller допускал, что фрустрация может вызывать множество различных реакций и что агрессивность лишь одна из них. Что такое фрустрация? Авторы предполагают, что это прекращение начатой целенаправленной деятельности и отрицание желания, вожделения, страсти. Ни одно дело в жизни не достигается без фрустрации. Люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивности. Агрессивность вызывается не фрустрацией, а ситуацией, в которой присутствует элемент несправедливости (с точки зрения агрессора).

Важным фактором для прогнозирования фрустрации является характер индивида. От характера зависит, что вызывает фрустрация, и насколько интенсивно индивид будет реагировать на фрустрацию.

 Большое значение на проявление агрессии оказывает гормональный фон, на котором разворачивается или не разворачивается агрессивное поведение при наличии провоцирующей ситуации. Я хочу всё время подчеркнуть, что должна быть провоцирующая ситуация, должен быть определённый социальный контекст, формирующий агрессивную мотивацию.

Общепризнано, что мужской половой гормон тестостерон, который у мужских особей присутствует в существенно больших количествах, чем у женских, является гормоном агрессии. Существует множество доказательств того, что тестостерон необходим для внутривидовой агрессии: физическую агрессию, в основном, проявляют самцы. Известно, что кастрация животных снижает, а чаще полностью блокирует проявление агрессии. Введение тестостерона таким животным её восстанавливает. Введение тестостерона самкам, которые в норме не агрессивны, вызывает у них проявление агрессии. У дзюдоистов было найдено, что чем выше уровень тестостерона, тем больше атак по отношению к своему партнёру спортсмен проявляет.

Однако есть данные, противоречащие представлению о позитивной корреляции между уровнем тестостерона и уровнем агрессивности, присущей мужскому индивиду. У дзюдоистов было отмечено, что уровень тестостерона повышался после борьбы только в том случае, если были успех и победа. То есть повышенный уровень тестостерона обусловлен скорее социальным успехом, чем влиянием агрессии. Полагают, что эта взаимосвязь может быть обусловлена взаимосвязью между социальным и репродуктивным успехом, по крайней мере, в популяции: повышенный уровень тестостерона у доминанта скорее вызван его репродуктивным опытом, а не агрессивностью, поскольку хорошо известно, что в популяции со стабильными иерархическими взаимоотношениями агрессия возникает редко, поскольку подчинённые животные избегают конфликтных ситуаций.

Гормоны стресса также влияют на проявление агрессии, хотя уровень стрессированности особи и агрессивность также связаны неоднозначно. Сильный стресс, особенно хронический, снижает уровень тестостерона, и значит, снижает агрессивность. Однако, проявит ли особь агрессию в данной конкретной ситуации зависит, в первую очередь, от её предыдущего социального опыта – негативного или позитивного.

Хорошо известно, что уровень агрессивности наследственно обусловлен. Об этом свидетельствует разная выраженность агрессивного поведения у линейных животных. Об этом свидетельствует возможность селекции на высокий и низкий уровень агрессивности. Показан различный характер наследования уровня агрессивности при скрещивании животных. В исследованиях на нокаутных животных с отсутствием какого-либо гена показано, что как минимум 17 генов участвуют в регуляции агрессивного поведения: их отсутствие снижает или увеличивает агрессивность особей. То есть, можно говорить о полигенном характере наследования.

Результаты изучения нейрохимических механизмов агрессии свидетельствуют об участии как минимум, 5-6 медиаторных систем головного мозга в регуляции и в контроле агрессивного поведения. Воздействуя на каждую из этих систем определённым образом, например, фармакологически, можно изменить, запустить или полностью ингибировать агрессивное поведение.

Надо сказать, что в последние 30 лет преобладает серотонергическая теория агрессии, которую поддерживает много исследователей. Полагают, что одним из основных веществ, которое выполняет роль ингибитора агрессии в организме, является серотонин. И действительно, когда мы вводим вещества, которые активируют серотонергическую систему, агрессия снижается. И наоборот, если снижать активность этой системы тем или иным способом, агрессия увеличивается.

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
school2