Выступление на семинаре «Агрессия и насилие в школьной среде. Профилактика, способы выявления и коррекции»

29 января 2014 - FAN

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. ЛЬГОВА»

                                                                                                     

 

 

Выступление на семинаре

«Агрессия и насилие в школьной среде.

Профилактика, способы выявления и коррекции»

 

на тему

«Насилие в школе: понятие, структура, содержание»

 

                           

Подготовила:                

 учитель истории и обществознания 

Терляхина Наталья Анатольевна    

 

Льгов — 2014г.

    Явление школьного насилия возможно, не в современном обществе, а гораздо раньше. Процесс .воспитания и обучения подрастающего поколения с древних времен был отягощен понятием школьного насилия. Социальный запрос общества и государства  допускал и часто поощрял это явление. Достаточно вспомнить воспитание и обучении в Древней Спарте, основанное на стремлении выжить любыми способами, а с этой целью поощрялась жестокость, допускались даже убийства.

  Воспитание и образование в средневековой Европе допускало использование физических наказаний, лишений свободы, публичные высмеивания. В истории отечественного процесса образования  нам известны такие меры воспитания которые применялись в школах; порка, стояние на горохе, и т. д. В мире и в государстве развитие правого государства и гражданского общества не допускает раннее перечисленных мер воздействия на подростающее поколение.

   Рассматривая  школу, как институт социализации личности, необходимо заметить, что качество процесса социализации зависит от общей ориентации школы в существующей системе общественных отношений. И здесь нельзя не принять во внимание того факта, что в современной школе наблюдается подмена педагогики институциольными нормами: требования к обязательным результатам обучениям, единому речевому режиму, к соблюдению определенных ритуалов урока и т.д. Эти требования не несут никакой педагогической ценности, но формируют «двойной стандарт» в оценке поступков: внешний уровень- сточки зрения того, как «надо», внутренний- по существу, т.е. как «на самом деле».Кроме того эти требования несут в себе элементы насилия.

    В традиционном обучении стремление педагога добиться их выполнения приводит к возникновению педагогического насилия, которое принимает конкретные формы в процессе воздействия учителя с учащимися. Таким образом, педагогическое насилие заложено в самих технологиях традиционного обучения. Сегодня достаточно ясно обозначился и факт жестокости учащихся по отношению друг к другу: дети бьют тех, кто слабее» унижают тех, кто не мог за себя постоять; оскорбляют тех кто не мог ответить и т.д.

    Безусловно, что подобные проблемы детского коллектива существовали и раньше. Однако раньше становление и развитие коллектива происходило в поле зрения педагогов и с помощью детских общественных организаций. Сегодня отсутствие квалификационных кадров, умеющих работать с детским коллективом незаинтересованность многих классных руководителей взаимоотношениями в классе, отсутствие или недостаточная активность детских общественных движений в школе, педагогика мероприятий  приводят к деформации отношений между субъектами образовательного процесса. В этих условиях особо актуальна проблема анализа агрессивного поведения подростков, и первую очередь возможность его коррекции, управления и контроля за ним.

     Школьное насилие- это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или- что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Достаточно упомянуть такие распространенные в школах явления, как индивидуальная, групповая агрессия, жестокое отношение с одноклассниками, случаи шантажа, вымогательства, угрозы применения физического насилия и т.д., поведения реакции на которые учащегося- жертвы лежат в широком диапазоне, от ответной жестокости до суицидальных попыток. Чувство покинутости  и обиды, ощущение беспомощности заставляют идти детей на крайнее меры. Они пытаются доказать свою правоту, действуют в знак протеста.

     Само понятие насилие- рассматривается разными авторами по- разному. От узкого понятия нанесения физического ущерба другому лицу,- до всеобъемлющей категории- ущемление прав человека. Сформулируем его таким образом, чтобы оно позволило рассмотреть данную проблему как объект педагогического внимания.

      Насилие многолико и может проявляться в самых разнообразных формах: от клички и оскорбительного взгляда до убийства. Поэтому насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. К тому же акт насилия имеет место даже в том случае, когда человек  и не осознает этого. Дело в том, что дети и подростки зачастую не могут оценить поведение взрослых поскольку не имеют достаточного опыта и знаний о своих правах. Например , если подросток вырос в семье, где приняты грубые оскорбления в адрес друг друга то он принимает это как норму и вряд ли чувствует себя жертвой

Структура насилия:

 

Ø     Причины;

Ø     Участники (субъект и объект);

Ø     Виды организаций;

Ø     Устранение;

Ø     Профилактика.

Формы насилия:

 

Ø     Физическое насилие;

Ø     Сексуальное насилие или развращение;

Ø     Пренебрежение нуждами и интересами ребенка;

Ø     Психологическое (эмоциональное) насилие

Формы и виды насилия

    Физическое насилие- нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, а также попытки удушение или утопления ребенка.

   Сексуальное насилие или совращение- использование ребенка взрослыми или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относится также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов или ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, справления естественных нужд.

  Психологическое насилие- постоянное или периодическое  словесное оскорбление ребенка, угрозы, унижения его человеческого достоинства,  обвинение его в том чего он не совершал, демонстрации нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

  Пренебрежение интересами и нуждами ребенка- отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным предметом  пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям, и другим опасным для жизни последствиям. Как это не прискорбно, но в школе в той или иной степени имеют место все эти виды.

Признаки психического насилия над учащимися считаются:

 

Ø Угрозы в адрес обучающегося;

Ø Преднамеренная изоляция обучающегося;

Ø Предъявление к обучающемуся  чрезмерных требований, не соответствующих возрасту

Ø Систематическая необусловленная критика

Ø Постоянная негативная характеристика обучающегося

 

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
school2