ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

29 января 2014 - FAN

«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г.М.Коджаспирова)

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);

3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- библиотек,

- музеев, выставок, театров, клубов,

- экскурсий,

- научных, технических, художественных, спортивных обществ,

- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,

- общения с учеными, интересными людьми,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.

3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.

4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.

5 этап – итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.)

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с учителем, классным руководителем, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.

В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы.

Формы и методы  руководства самообразованием учителей со стороны администрации школы:

1.      Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений учителей по вопросам обмена опытом самообразования.

2.      Индивидуальные беседы руководителей школ с учителями об основных направлениях самообразования.

3.      Совместное обсуждение руководителями школ и учителями методов изучения трудных разделов и тем программы. Разработка отдельных рекомендаций с целью повышения педагогической эффективности уроков.

4.      Оказание помощи учителям в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных учителей к научно-исследовательской работе.

5.      Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы.

6.      Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров.

7.      Систематическое подведение итогов самообразовательной работы учителя (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса.

Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.      Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986.

2.      Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. – С.82-87.

3.      Евусяк О. Учитель должен быть исследователем// Нар.образование. – 1997. - №10.

4.      Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с.

5.      Жерносек I.П. Науково-методична робота в загальноосвiтнiй школi: Навч.-метод.посiбник. – К, 1998. – С.67-75.

6.      Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980.

7.      Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

8.      Методична служба – школi. Iнформацiйно-методичнi матерiали на допомогу працiвникам освiти. Випуск 1/ Укл. Ю.В.Буган та iн. – Тернопiль, 2003. – С.109-111.

9.      Методическая работа в общеобразовательной школе: Обзорная информация. Вып.VI. – М., 1977. – с.17-24.

10.  Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с.

 

Приложение 1

 

АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной научно-методической темой (проблемой)

 

 

1.      Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:

- ознакомление с литературой;

- ознакомление с нормативно-правовыми документами;

- изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме исследования.

2.      Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:

- составление картотеки литературных источников;

- выписки из литературных источников.

3.      Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы:

- обоснование выбора темы;

- актуальность и новизна;

- выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности;

- формулирование цели и задач работы;

- разработка календарного плана индивидуальной работы.

4.      Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5.      Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6.      Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.      Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.

 

 

                                                                                                                      Приложение 2

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

1.      Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника.

2.      Формирование экологической культуры личности.

3.      Экологическое воспитание в семье.

4.      Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период (при переходе из начальной школы в среднюю).

5.      Особенности воспитательной работы с учащимися профильного класса.

6.      Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

7.      Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников.

8.      Нравственное воспитание школьников.

9.      Этический диалог как форма нравственного воспитания.

10.  Формирование нравственной самооценки школьников в процессе воспитания этической культуры.

11.  Культурологический подход к воспитанию.

12.  Формирование творческой личности.

13.  Этнопедагогические основы воспитания межэтнической гармонии в многонациональной и разноконфессиональной среде.

14.  Воспитание культуры межнационального общения:

15.  Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя).

16.  Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка.

17.  Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями.

18.  Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации.

19.  Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий.

20.  Научно-методические подходы к организации полового воспитания учащихся.

21.  Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности

22.  Организация работы с одаренными детьми.

23.  Личностно-ориентированный подход к воспитанию.

24.  Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития.

25.  Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время.

26.  Воспитательная система класса.

27.  Организация коллективной творческой деятельности учащихся.

15.  Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности.

28.  Активные формы работы с воспитанниками.

29.  Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время.

30.  Технология индивидуальной работы с учащимися.

31.  Самоуправление в классе.

32.  Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе.

33.  Формирование национального самосознания школьников.

34.  Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа.

35.  Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю.

36.  Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота.

37.  Особенности военно-патриотического воспитания юных севастопольцев.

38.  Самовоспитание школьников.

39.  Формирование коммуникативной компетентности учащихся.

40.  Формирование навыков здорового образа жизни у школьников.

41.  Формы физического воспитания школьников во внеурочное время.

42.  Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений.

43.  Подготовка учащихся  к семейной жизни.

44.  Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений.

45.  Диагностический инструментарий классного руководителя.

46.  Психолого-педагогический ключ к пониманию личности школьника.

47.  Роль классного руководителя в создании и развитии детского коллектива.

48.  Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников.

49.  Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения.

50.  Формы профилактики правонарушений в подростковой среде.

51.  Формирование правовой культуры старшеклассников.

52.  Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников.

53.  Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений.

54.  Традиции детского коллектива.

55.  Формы проведения часа классного руководителя (классного часа, воспитательного часа).

56.  Совместная деятельность классного руководителя (воспитателя) с учителями-предметниками.

57.  Пути взаимодействия классного руководителя (воспитателя) и психолога по изучению личности воспитанников.

58.  Изучение уровня воспитанности школьников.

59.  Игра как важное средство воспитания школьников.

60.  Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников.

61.  Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы.

62.  Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора.

 

Рекомендации составлены Стародубцевой И.В.

Комментарии (0)
Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 0
Сегодня были:
Сегодня зарегистрированные пользователи не посещали сайт